Государственно-частная индустриализация

Фото: Плакат "Строительство социализма"

Поделиться в социальных сетях:


Северо-Запад вместе со всей страной готовится к походу в новую индустриализацию: региону нужен хоть какой-то драйвер.
Самый реальный инструмент реанимации производств – государственно-частное партнерство, складчина бизнеса и государства

Мировая экономика в целом и российская в частности переживают не лучшие времена: индексы промышленного производства или замирают, или падают. Расчет на то, что отрасли, ориентированные на потребление, сфера услуг и другие составляющие постиндустриальной экономики выступят драйверами роста, не оправдался. Решено развивать производство, и именно создание конечного продукта, в свою очередь, станет импульсом для обеспечения занятости, образования сопутствующих бизнесов и обслуживающих сервисов и т.д.

Эксперты признают, что миллиардных частных инвестиций в экономику уже нет, основной источник ее развития и в пост-, и в предкризисный период – это бюджетные деньги. Но ясно также, что этим ресурсом необходимо распоряжаться максимально эффективно. Эпоха мегапроектов за государственный счет проходит, бюджетных средств на всех не хватает, правительство вынуждено дать зеленый свет различным формам концессий и государственно-частного партнерства (ГЧП). Меняется и само партнерство: опробовав его на грандиозных по размаху стройках вроде ЗСД и «Пулково» в Петербурге, власти смещают внимание на менее масштабное развитие – отдельные предприятия и точечную реновацию территорий. Сегодня вектор направлен в сторону социальной сферы – на проекты транспортной и социальной инфраструктуры. Именно посредством государственно-частных инструментов можно начать новое индустриальное развитие.

Альянс государства и бизнеса должен решить проблемы, которые государство в одиночку решить не может. Это и привлечение эффективных менеджеров, которые будут отвечать не только за бюджетные, но и за частные деньги, вкладываемые в проекты новой индустриализации; и подготовка инженерных и производственных кадров – синих воротничков, которые будут двигать экономику. Кроме того, бизнес более гибок в привлечении финансирования.

То, что ориентир в этом направлении уже задан, следует из заявлений ряда федеральных чиновников. Так, глава Минпромторга Денис Мантуров в конце 2013 года констатировал: «У нас не охвачен сегмент среднего бизнеса – направление, которое является основным драйвером роста в любой экономике мира. Сейчас мы нацеливаем свои усилия на мотивацию и развитие этого сектора экономики». Площадкой для развития новых проектов и роста мощностей среднего бизнеса, по его словам, должны стать индустриальные парки. Для поддерж-ки подобных проектов Минпромторг предусмат-ривает субсидирование процентной ставки на создание инфраструктуры: это поможет управляющим индустриальными парками дополнительно получать финансирование как из федерального бюджета, так и из субъектов РФ.

Всеобщая кластеризация

 Инициативу Минпромторга региональные власти активно поддерживают – развитие кластеров и индустриальных парков объявляется приоритетом. Причем особую активность в СЗФО проявляют Петербург и Ленинградская область. «Развитие кластеров является одним из приоритетов работы городского правительства, – объясняет председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин. – Сегодня к наиболее перспективным кластерным образованиям можно отнести такие отрасли, как судостроение, энергомашиностроение, информационные технологии, фармацевтика, радиология и автомобилестроение».

При этом власти пытаются возродить и легкую промышленность, казалось бы, полностью потерянную для Северо-Запада. По словам Максима Мейксина, на федеральном уровне разработан план мероприятий по реализации Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года. С учетом вступления России в ВТО легкой промышленности в 2013 году предрекали спад. Но благодаря своевременно принятым мерам, за счет административной и финансовой поддержки, предварительные показатели по легкой промышленности в стране в 2013-м продемонстрировали рост. «В настоящее время такие мероприятия со стороны федерального бюджета, как субсидирование процентной ставки по кредиту для предприятий легкой промышленности и выработка мер поддержки строительства индустриальных парков легкой промышленности, позволят и Санкт-Петербургу наиболее эффективно решать вопросы содействия развитию кластера легкой промышленности», – уверен Максим Мейксин. Первые успехи петербургские компании уже продемонстрировали. Два проекта при поддержке комитета вошли

в число финалистов объявленного Минпромторгом конкурса инвестиционных проектов в сфере индустрии детских товаров в РФ. «Это двукратное расширение производства и реализации детской обуви (на основе исследований биомеханики детской стопы) на базе фабрики детской обуви “Скороход” и проект “Новый уровень российской игрушки” на базе ОАО “Пластмассы”. Каждый из них получит федеральную поддержку», – пообещал Максим Мейксин.

По оценке директора СПб ГКУ «Городское агентство по промышленным инвестициям» (подготовка городских территорий под промышленное производство) Алексея Соболева, наиболее перспективными территориями, имеющими все предпосылки для интенсивного развития, в том числе земельный потенциал, являются Ржевка, Ручьи, Шушары, Рыбацкое, Юго-Запад и Красносельский район.

Кластеры активно продвигает и Ленинградская область. В регионе уже созданы или формируются кластеры судостроения, автомобилестроения и автокомпонентов, лесной промышленности, строительных материалов, а также агропромышленный и инновационный. К 2025 году в области предполагается сформировать десять кластеров.

Процесс уже запущен – в первую очередь в районах, граничащих с Санкт-Петербургом: Всеволожском, Ломоносовском и Гатчинском. Масштабные инвестиционные проекты, а также новый город со всей социальной инфраструктурой планируются вблизи порта Усть-Луга, где уже сформирована индустриальная зона для размещения новых предприятий. В 2015 году в Гатчине начнет работу Северо-Западный нанотехнологический центр – совместный проект Ленинградской области и ОАО «Роснано».

«Кластерная политика – один из наиболее эффективных механизмов совершенствования экономики и ускорения темпов ее роста», – полагает первый заместитель председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Максим Кисельников.

По его словам, мировой опыт показывает, что именно кластеры позволяют пре-одолеть дезинтеграцию, выстроить цепочки поставщиков, гармонично сочетать в едином производственном процессе крупные, мелкие и средние компании. Один из очевидных кластеров, формирующихся сегодня на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга, – по производству автомобилей и автокомпонентов. «Расширение автосборки вызвало ускоренный рост производства комплектующих на предприятиях, организуемых мировыми и отечественными компаниями в непосредственной близости от автомобилестроительных заводов, – заметил Максим Кисельников. – В ближайшие годы мы также активно будем работать над созданием совместного кластера медицинской и фармацевтической промышленности, а также радиационных технологий. Для его создания здесь есть уникальный набор базовых структуро-образующих компонентов: Петербургский институт ядерной физики имени Б.П. Константинова (ПИЯФ), а также ФГУП “НИТИ имени А.П. Александрова” госкорпорации “Росатом”.

По мнению генерального директора ГК «Герофарм» Петра Родионова, сейчас формируются базы для кластеров. «Чтобы кластер, например фармацевтический, обеспечил определенные прорывы в области разработки новой продукции, нужно, чтобы совпало много факторов, чтобы заработала система, объединяющая академическую науку и институты поддержки, венчурные фонды, бизнес», – подчеркнул он.

В реализации кластерной политики эксперты видят и подводные камни. По мнению руководителя проектного направления Фонда «ЦСР “Северо-Запад”» Дмитрия Санатова, эффективное развитие кластеров возможно лишь при опоре на малый технологичный бизнес и местные университеты, при условии выхода сразу на глобальный уровень кооперации и привлечения иностранных профильных технологических компаний, способных сформировать квалифицированный заказ и выступить проводниками на мировых рынках. «Вряд ли Ленинградская область и Санкт-Петербург с ходу сформируют конкурентоспособные в мировом масштабе кластеры, но значимые и включенные

в глобальную систему связей “граппы” (“грозди”: во французской управленческой практике – кластеры локального уровня) уже создать можно. Пока будет существовать нефтедолларовая подушка, это обязательно надо делать. Упустив такой шанс, регион будет стремительно утрачивать конкурентоспособность, даже несмотря на намерения по переводу сюда офисов компаний группы “Газпром” и их партнеров», – предостерегает он.

ГЧП спасет мир

Эксперты отмечают, что для государства применение ГЧП хоть и решает важные задачи, но попутно повышает стоимость проектов по сравнению с прямым финансированием. И здесь слышны голоса скептиков, определяющих такое партнерство как очередной распил государственных средств. Но надо признать, что в данной экономической ситуации государственно-частное партнерство – это один из наиболее приемлемых и реальных вариантов развития как страны в целом, так и Северо-Западного региона в частности.

Насколько это будет долгосрочно, каким будет жизненный цикл ГЧП? Вероятно, это перспектива ближайшего десятилетия, по крайней мере на срок до 2020 года этот инструмент будет востребован.

Одним из ключевых показателей успешности для производств и индустрий сейчас является наличие рынка сбыта конечной продукции, либо существующего, либо быстро формируемого. В текущей ситуации создать новый потребительский спрос в тех сферах, где нет участия государства, довольно сложно. Особенно с учетом вступления России в ВТО, когда конкуренция возрастает не только на внутреннем рынке, но и со стороны экспортных товаров и услуг. Поэтому эксперты выделяют несколько приоритетных направлений, в которых прослеживаются перспективы для реального развития: оборонно-промышленный комплекс (ОПК), транспортная и инженерная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Поскольку в этих областях государство или само платит и обеспечивает спрос, или регулирует тарифы и платежи потребителей.

ОПК с гарантией

Одним из гарантированных источников финансирования для отечественной промышленности являются принятые программы модернизации армии до 2020 года, так как их единственным заказчиком выступает государство. За этот период оно направит в ОПК порядка 23 трлн рублей. Часть из них придется на долю предприятий СЗФО, работающих

с оборонными заказами, которые получат шанс на развитие и модернизацию. Уже в начале 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, возглавляющий Военно-промышленную комиссию при правительстве РФ, заявил о создании государственного концерна автоматических систем управления, связи и разведки. В его рамках госкорпорация «Ростехнологии» получила 100% акций холдингов «Автоматика», «Созвездие», «Вега» и «Системы управления», в которые входит более десятка предприятий в Санкт-Петербурге и других областях Северо-Запада. «Таким образом, мы завершаем реструктуризацию радиоэлектронной промышленности отечественного ОПК, – сообщил Дмитрий Рогозин. – И концентрируем интеллектуальные и производственные ресурсы в области разработки, производства, гарантийного и сервисного обслуживания, модернизации, ремонта и утилизации средств и комплексов связи, шифровальной техники, автоматизированных систем управления, радиоэлектронной и радиолокационной разведки».

У предприятий появляется управленческая мобильность, хотя главным источником их заказов по-прежнему остается государство. Это один из примеров стимулирования предприятия к этапу новой индустриализации. Кроме того, это реальная возможность обновить производственный парк, привлечь новые кадры, разработать инновационные продукты, изменить саму схему работы и уже под обновленные активы, которыми разрешено распоряжаться, привлекать частные деньги. И в силу специфики отрасли это будут именно российские инвесторы.

Пример реализации кластерной политики в секторе ОПК, где уже видны конкретные результаты, – создание в промзоне на территории Обуховского завода в Петербурге нового Северо-Западного регионального центра концерна ПВО «Алмаз-Антей» (СЗРЦ). В него вошли Российский институт радионавигации и времени, ВНИИ радиоаппаратуры, КБ специального машиностроения, Завод радиотехнического оборудования и сам Обуховский завод.

«Консолидация в одном месте, на одной территории крупнейших предприя-тий ОПК Северо-Запада позволит уже в ближайшие годы создать промышленный кластер федерального значения», – уверен генеральный директор СЗРЦ концерна ПВО «Алмаз-Антей» Михаил Подвязников. Планируемый объем капитальных вложений в этот проект до 2017 года составит около 20 млрд рублей, из которых, по данным на конец 2013-го, уже инвестировано более 16 млрд, в том числе за счет кредита ВТБ. Помимо решения оборонных задач этот проект дает импульс к реновации существующей промзоны, где появятся современные производственные мощности, а часть площадей высвободится и будет выведена на открытый рынок земельных участков. Перенос ряда промпредприятий и институтов освободит более 45 га, в том числе в исторической части Петербурга, что, в свою очередь, даст толчок к развитию данных территорий.

«Обуховский завод в 2013 году удвоил объем производства – по сравнению с 2012-м продукции выпущено на 5,6 млрд рублей, тогда как на Заводе радиотехнического оборудования – на 9 млрд. Мы рассчитываем в 2014 году превысить эти цифры до 12-14 и 10 млрд рублей соответственно. По предварительным подсчетам, в 2016-м весь комплекс предприятий будет выпускать продукции на 30-35 млрд рублей в год, и это – по самому консервативному сценарию, а при более продуктивной работе эти цифры будут гораздо выше», – уточняет Михаил Подвязников. После 2017 года доля гражданской продукции, производимой этим кластером, достигнет 30%.

Еще один стимул для ГЧП в ОПК связан с введением в действие с 2014 года нового Мобилизационного плана экономики. «Этот план является важнейшей составной частью Плана обороны РФ. Его особенность – ставка не на консервацию производственных мощностей оборонных предприятий на особый период, а на возможность резкого наращивания объема производства продукции военного назначения за счет роста производительности труда на современном оборудовании», – заявил Дмитрий Рогозин. Новый Мобилизационный план уже снял избыточные задания более чем с 800 предприятий, что, безусловно, улучшит их экономическое состояние, позволит задействовать ранее законсервированные цеха и иные мощности под новое производство. В течение ближайших шести месяцев соответствующие отраслевые и региональные мобилизационные планы будут приняты в субъектах РФ и федеральных министерствах.

Концессия в коридорах

В сфере инженерной и транспортной инфраструктуры пока заявлено не так много мегапроектов, сравнимых с высокоскоростной железнодорожной трассой Москва – Казань или актуальной для СЗФО железнодорожной магистралью «Белкомур», которая свяжет Архангельск, Сыктывкар и Пермь. Но и эти инфраструктурные связи, безусловно, станут мощными драйверами развития территорий. Функция таких транспортных коридоров помимо перевозок грузов и упрощения трудовой миграции состоит в создании новых производственных возможностей. Благодаря транспортному потоку вокруг этих артерий появится возможность создавать производства, использующие местные ресурсы.

И если инженерной инфраструктурой, скорее всего, займутся крупные госкорпорации, то в сфере транспорта открываются широкие перспективы для частных компаний. В этой связи перед региональными властями встает задача разработать и об-основать наиболее важные транспортные проекты.

Здесь также возможны различные формы концессий – с привлечением уже не только российского, но и иностранного капитала. Однако принимая во внимание мировой опыт, нельзя забывать, что масштабные проекты очень сложно просчитываются. Существует много примеров, когда ожидаемые показатели концессий не были достигнуты. Так, знаменитый Евротоннель под Ла-Маншем даже в самые удачные годы приносит прибыль, не превышающую

1-2 млн евро, что позволит окупить затраты на его строительство только в следующем тысячелетии. Но эта высокорисковая сфера, с другой стороны, является очень мощным драйвером развития экономики региона. Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области актуальны проекты развития метрополитена и надземного легкорельсового транспорта, связывающего ближайшие пригороды в направлениях неуклонно нарастающей петербургской агломерации (Купчино, Пушкин, Девяткино, Мурино, Кудрово и др.).

Председатель правления Сбербанка России Герман Греф в прошлом году, выступая перед министром транспорта РФ и представителями инвестиционных, строительных и транспортных компаний, подчеркнул: «На текущем этапе развития страны основная задача – снять инфраструктурные ограничения. Необходимо трансформировать текущий принцип реализации инфраструктурных проектов через госзаказ в более эффективное и долгосрочное государственно-частное партнерство». Он отметил, что в рамках стратегии Сбербанка финансирование инфраструктуры является одним из ключевых направлений развития.

Учитывая значимость Санкт-Петербурга как транспортно-логистического узла в масштабах всей страны, появление крупных транспортных проектов может найти и федеральную поддержку. Что тем не менее не освобождает власти региона от необходимости работать с инфраструктурными проектами локального формата, способствующими развитию территорий и росту производственных кластеров.

Нано-ЖКХ

Третье возможное направление для новой индустриализации – ЖКХ. И в этой сфере, как и в транспортном секторе, государство через тарифы, дополнительные услуги и сервисы может регулировать доходность концессий. Но риски здесь ниже, так как просчитать доходы значительно проще: конечный потребитель известен и всегда будет платить по счетам. Новой задачей становится преобразование рынка путем предложения потребителю качественной услуги, пусть даже по более высокой цене.

Для региональных властей тема ЖКХ является своего рода проверкой на компетентность. И если в городе-миллионнике Санкт-Петербурге ситуация более или менее понятна, то в других городах СЗФО эта сфера из-за узкой региональной специфики и сложнее, и проще одновременно. В некоторых городах объекты ЖКХ до сих пор завязаны на градообразующие предприятия, в другие надо усиленно зазывать инвесторов, разрабатывая различные варианты концессий и ГЧП, и т.д. Но везде необходимо держать ситуацию под жестким контролем, не допуская искусственного завышения тарифов и создания монополий.

Именно ЖКХ расценивается экспертами как сфера для внедрения многих инновационных разработок, минимизирующих эксплуатационные расходы, снижающих себестоимость производства и доставки ресурсов, повышающих качество услуг ЖКХ и т.п. Что является стимулом для развития новых разработок и появления малых и средних инновационных компаний.

Дмитрий Санатов так оценивает ситуацию: «На удивление, местные власти в регионе имеют достаточно выраженную активную позицию по созданию ГЧП-проектов. Несмотря на хронический бюджетный дефицит, вызванный несбалансированностью доходов и расходов, стихийными процессами в жилищном строительстве, требующей финансирования социальной инфраструктурой и рядом других проблем, сегодня сложилась такая ситуация, при которой муниципалитеты могут выступить самостоятельными, полноправными участниками инвестиционного процесса. В частности, известно, что на местном уровне сейчас обсуждается инициатива, согласно которой муниципалы смогут самостоятельно расходовать бюджетные средства на инженерную подготовку индустриальных инвестиционных площадок. Вероятность того, что инициатива превратится к норму, мала, но такие предложения указывают на то, что муниципалитеты готовы к новым проектам».

Нужна политическая воля

Леонид Ивановский, руководитель направления управленческого консультирования компании «БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ»:

Основными мерами поддержки промышленников и девелоперов в области развития промышленного производства должны стать те, которые обеспечивают бизнесу экономию наиболее дефицитных в современных условиях ресурсов – времени и капитальных вложений. В первую очередь к таким мерам поддержки относятся субсидирование процентных ставок по кредитам, региональные налоговые льготы, предоставление инженерно подготовленных участков под возведение объектов, компенсация процентных ставок по кредитам на создание инфраструктуры индустриальных парков, компенсация процентной ставки по кредитам на приобретение технологического оборудования, компенсация части затрат на НИОКР.

Поддержка, обеспеченная политической волей, комплексом нормативно-правовых документов, может привести к определенному успеху, измеряемому ростом ВРП. И что может быть еще более важным – к становлению современной инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса в промышленном и смежных секторах (НИОКР, инжиниринг, производство сырья и комплектующих, автоматизация и др.).

Обновление градостроительных планов

Николай Неповинных, генеральный директор холдинга «Теллус Групп»:

Я вижу большие перспективы в развитии кластеров, но достигнуть результата в ближайшее время вряд ли удастся: сначала нужно изменить градостроительную документацию на всех уровнях. К сожалению, большинство региональных схем территориального планирования и генпланы были разработаны до принятия новых программ социально-экономического развития, поэтому в градостроительной документации отсутствуют места для локализации производств в рамках отраслевых кластеров. Такие места нужно обязательно определять и утверждать как можно скорее. Это позволит в дальнейшем упростить процедуру размещения конкретных предприятий, сделать их сбалансированными и с минимальной антропогенной нагрузкой на окружающую среду. Кроме того, станет возможно составлять и утверждать долгосрочные целевые программы развития необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры. Запланированные объекты попадут в титульные списки, то есть будет сформирован предмет концессионного соглашения и тем самым создана почва для полноценного государственно-частного партнерства.   

Площадки для новой индустриализации

Владимир Катенев, президент Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты:

Если говорить о площадках, которые могут быть вовлечены в новую волну индустриализации, то необходимо обратить внимание, насколько неоднородно освоены наши территории. И в этом – наша негативная сторона. Если взять, например, какой-то развитый европейский город или даже поселок, то, как правило, социальная и промышленная инфраструктура там выровнена. Это и есть среда обитания. У нас же дворцы могут соседствовать с развалинами, пустырями. Целый ряд наших промышленных брендов, наших старых предприятий, которые выкупили большие территории, уже не соответствуют современному облику города. В результате вступают в противоречие интересы частных собственников и города. Город пытается регулировать это методом налогов, стимулируя освобождение депрес-сивных территорий и перевод их в другое функциональное назначение. Если провести анализ, то довольно большое количество петербургских территорий могут быть использованы не только как промышленные площадки.


Справка

Новая индустриализация – путь развития, локомотивом которого является промышленный сектор, обеспечивающий быстрый и качественный рост экономики и наиболее высокие темпы прироста производительности труда, повышение общего уровня конкурентоспособности страны через сокращение безработицы и увеличение количества рабочих мест при значимом спросе на инновации.   

Поделиться в социальных сетях:


комментарии